г. Москва, ул. Острякова, д. 3
Эл.почта: info@sto-good-sokol.ru

27 августа 2023



В прошлый раз мы говорили о системе охлаждения и важности поддержания ее в чистом состоянии. Сегодня подошла очередь тормозной системы и специального диагностического инструмента.

А подтолкнула нас к этой теме погода. Лето в этом году оказалось «не ровным»: большое количество осадков, прохладная погода, проверяющая на прочность городские сливы и канализацию, в начале сезона, сменилась тропической жарой и сухостью в конце календарного отрезка. Казалось бы, какая связь? Ответ, наверное, вас удивит. И в оценке погоды, и в оценке состояния тормозной системы используется один и тот же измерительный инструмент… градусник! Только для погоды подойдет обычный заоконный бытовой термометр, а для тормозов (и не только!!!), мы используем специальный прибор для дистанционного измерения температуры — пирометр. О пользе его применения мы расскажем на конкретном примере.

Вводные данные: Шкода Октавия А5, пробег 137000 км. второй владелец. Машина эксплуатируется один – два раза в квартал, проезжает 200- 300 км, после чего снова встает на парковку, где проводит в анабиозе 2- 3 месяца.
Цель визита: Контрольный осмотр перед дальней поездкой.
Контрольный осмотр автомобиля (который у нас всегда проводится бесплатно) показал: предельный износ тормозных колодок и дисков по кругу, неравномерность износа колодок и дисков, сильное закисание тормозных механизмов, колодки в скобах потеряли подвижность, заклинивание тросов ручника и плачевное состояние заднего правого суппорта.
Наши рекомендации сводились к замене колодок и дисков по кругу, обслуживанию трех тормозных механизмов, замена заднего правого суппорта в сборе и замена тормозной жидкости.

Однако, по просьбе клиента и ввиду его финансового положения, мы ограничились заменой дисков и колодок, а суппорт, помыв и почистив, вернули на место, набив до предела смазкой тормозной цилиндр с целью частичной компенсации его неравномерной выработки и имеющихся в нем задиров. Понятно, что к правильной технологии ремонта такая операция не имеет никакого отношения, но по настоянию клиента и под его подпись данное действие было лучшим шагом, чем ни делать ничего.
После ремонтных процедур и проверочного тест драйва, клиент машину забрал, и отправился в поездку. Это как раз совпадало с нашими рекомендациями, так как машина долгое время стояла в сыром месте и, кроме всего прочего, ее неплохо было бы как следует проветрить. Спустя некоторое время, клиент позвонил, сказал, что машина катиться прекрасно, как новая и он очень доволен результатами нашей работы. Однако, прошло еще немного времени, клиент позвонил и сообщил, что у автомобиля появилась плавающая неисправность: периодически у него вдруг возникает ощущение потери наката, а потом снова все становиться нормально. Кроме того, при отпускании педали тормоза (у автомобиля классический автомат), машина начинает сама двигается, но в какой-то момент – особенно после продолжительного «тырканья» в пробках – она вдруг утрачивает это свойство, т.е. при отпускании педали тормоза машина не начинала движение. Осмотр на подъемнике в нашем техцентре не выявил никаких нарушений. Прокатились по улице вместе с клиентом – и снова все отлично, нареканий нет. Тогда стало ясно, что необходимо сымитировать условия проявления неисправности, то есть нам нужна «пробка»! Ну с чем с чем, а с «пробками» в Москве все в порядке. Короткий взгляд на Яндекс Карты и через несколько минут мы в пробке на Ленинградке со всеми ее стандартными проявлениями: активный старт, резкое торможение, потом ползучий режим, потом… все по кругу. И почти сразу стала проявляться ситуация, описанная клиентом – Октавия перестала ехать накатом.
Ну, господин Пирометр, ваш выход! Точный прибор для бесконтактного измерения температур, выдал следующие результаты: передние диски примерно одинаково – 160–170 градусов по цельсию, задний правый 140 градусов, а задний правый – почти 200!
Ставим машину на подъемник, проверяем от руки заднее правое колесо – не крутиться. Проходит несколько минут, снимаем колесо и, о чудо, весь механизм снова свободно вращается. Колодки в рабочем состоянии, пыльник на поршне суппорта цел. Под ним визуально все цело. Но, Пирометр на заднем левом суппорте показывает 140 градусов, что значительно больше, чем на других. Согласовываем разборку суппорта, снимаем, разбираем… Вскрытие подтверждает, что наша попытка реанимации полумертвого суппорта, сохранила ему жизнь лишь до первой серьезной пробки, так как движение в ней приводило к повышенному нагреву механизма, что, в свою очередь, на фоне уже имевшихся к тому времени неравномерного износа и задиров тормозного цилиндра, приводило к подклиниванию заднего правого колеса. Одним словом: от чего ушли (пытались уйти), к тому и пришли – к замене суппорта. Хорошо, что в силу кратковременности такого режима эксплуатации, новые диски и колодки практически не пострадали! Но, для завершения выстраивания логической цепочки причинно-следственной связи, необходимо четко обозначить причины данной неисправности! И здесь, кроме традиционных своевременных замен тормозной жидкости*) и систематических обслуживаний тормозных механизмов, следует взять на вооружение и консервацию тормозных механизмов, если предполагается длительное хранение автомобиля, тем более, если оно происходит в местах с повышенной влажностью, как, например, территория загородного дома.
А господин Пирометр, пошел отдыхать на свое место в шкаф со спец инструментом. Но, честно говоря, отдыхать ему много не приходится, так как его умение дистанционно и с высокой точностью измерять температуру уж точно не дает ему расслабиться в нашем Автотехцентре!

*Тормозная жидкость, по своей природе, обладает гигроскопическим свойством – она впитывает в себя влагу из окружающей среды. Максимально допустимый уровень влаги не должен превышать 2,5%. Проверяется это с помощью специального прибора. А само превышение данного параметра несет два негативных последствия. Во-первых, присутствие воды (даже такое незначительное) приводит к коррозии элементов тормозной системы и, как следствие, их преждевременного износа. И, во-вторых, влага постепенно собирается в капли. И когда такая капля в процессе циркуляции по контуру тормозной системы достигает суппорта возникает риск ее закипания и превращения из жидкости в пар, т.е. в воздух! А воздух, в отличие от жидкости, может сжиматься, что, не дай Бог, приводит к потере тормозов!
Рассказать друзьям: