Продолжаем рубрику «Наш гараж» и следующий «жеребец» из нашей «конюшни» — праворульный красный Субару Форестер 2002 года выпуска с турбированным оппозитом на «автомате». Надо отметить, что наш сотрудник Сергей приобрел его 7 лет назад в очень достойном виде (не битый кузов, хорошее техническое состояние, ухоженный салон) и в полном соответствии с его потребительскими ожиданиями: хорошая динамика и управляемость, эксплуатационная универсальность (рыбалка, дача, семья, картошка, холодильник))), надежность, высокая остаточная стоимость на вторичном рынке и безопасность. И, что очень важно, Сергей знал, что специалисты Хорошего с оппозитными моторами на «ты»!
Тем не менее, идеальных автомобилей на вторично рынке не бывает и одним из недостатков данного экземпляра было наличие газобаллонного оборудования. Поэтому, в первую очередь, чтобы остановить начавшийся износ седел клапанов, поршней, цилиндров и остановить падение компрессии, было удалено ГБО.
В остальном, в полном соответствии со своей репутацией надежного и неприхотливого, это был очень крепкий автомобиль, своим состоянием подтверждающим репутацию марки Субару. Его подвеска типа «макферсон» на передней и задней оси, способна легко ходить 100 000+ (конечно, при использовании оригинальных шаровых и иных компонентах), а свойственные ей небольшие стуки от стоек стабилизаторов или от движения штока задних амортизаторов перевернутого типа, вполне можно считать допустимой нормой. Да, она может кому-то показаться жестковатой, что не всем может понравиться. Зато дает очень хорошую прогнозируемость и отличную информативность, что людям с активным водительским взглядом может как раз по нраву. Коробка передач – классический автомат TZ – вообще без нареканий. А это значит, что при своевременной смене масла и чистой системе охлаждения, она терпеливо готова ходить 300’000 и даже 400’000 км!
Если же лить качественный 98 или 100 бензин, следить за чистотой радиаторов, вовремя их промывать, менять масло и не пропускать уровень – то эти машины даже спустя 20 лет выхода с конвейера могут оставаться надежными помощниками.
Про моторы серии EJ – сердце данного авто – написано и рассказано очень много, и, все же, до сих пор единого мнения так и не сформировалось, так как чувствительность к перегреву некоторыми специалистами считается его отрицательной особенностью. Наш взгляд такой: все современные моторы чувствительны к перегреву, но не все имеют огромный потенциал для тюнинга, с реализацией которого, могут жить весело счастливо и долго! И именно для продолжительного ресурса рекомендуем именно оригинальные компоненты. Они не любят неоригинальных масляных фильтров, как правило, в отличии от оригинальных, не имеющих в своей «левой» конструкции специальных тарированных клапанов, участвующих в оптимизации регулировки масляной подачи в двигатель! Кроме того, у этих моторов есть одна конструктивная особенность. Из-за характерного расположения головок блока цилиндров, весь выпускной тракт практически по контуру снизу «обнимает» мотор. Он вьется вокруг масляного поддона снизу. А так как он греется до 700-800 градусов, а жар, как мы знаем, всегда поднимается наверх, то коллектор становиться своеобразной печкой, которая благополучно греет все вокруг: и головки блока, и сам блок, и масляный поддон, и подкапотное пространство в целом, причем весьма и весьма прилично. Как следствие, могут возникать сложности в уплотнениях газового стыка, прокладок ГБЦ и нарушения плоскостей прилегания, особенно в открытых блоках, без усиления верхнего пояса гильз. Так же в ряде развития таких случаев, быстрее положенного срока могут выходить из строя прокладки клапанных крышек и другие уплотнения под капотом. В итоге: преждевременный износ двигателя с дорогостоящим ремонтом. Также в эту «баньку» подкидывает дровишек турбина, которая сама по себе работает в зоне горячих температур и так же не менее требовательная к системе охлаждения и смазки. Да и сам мотор, в зоне частичных нагрузок работает в режимах в зоне относительно высоких температур. Особенно не полезно отстоявшись по жаре в пробках, наступить от души на педаль газа – горячий интеркуллер, пока не продуется не обеспечит достойного охлаждения, что чревато возникновению детонации. Поэтому, при использовании некачественных фильтров или их подделок, при необслуженной системе охлаждения могут возникать проблемы.
Но, не так страшен черт, как его малюют! Рецепт от всех этих неприятностей точно такой же, как и у всех современных двигателей: бензин с октановым числом не ниже 98, систематическая мойка всех радиаторов и интеркулера, замена масла через 200 моточасов или 7500 км пробега. В идеале – установка дополнительного маслокулера (если штатной комплектацией это не предусмотрено) и – для настоящих гурманов - вывод точных температурных приборов (температура и давления масла и температура антифриза) в поле зрения водителя.
Свечи – о их замене каких только страшилок мы не слышали: снимать мотор, сверлить лонжероны… Давайте поставим точку раз и на всегда. Мотор снимать не надо, все меняется гораздо проще, легче чем даже на Nissan Murano или современном BMW 3 серии.
Электроника тут очень надежна. Выйти из строя может задний стеклоочиститель, в силу закисания штока и изредка задние датчики АБС, которые просто зарастают дорожной грязью, а так же датчик положения кузова. Их профилактическая чистка не составляет какого либо затруднения.
В целом, повторимся, это очень надежный и крепкий автомобиль, обладающий, несмотря на нерасторопную, относительно легковесную, коробку передач, завидной динамикой, имеющий тяговитый и мощный мотор, не лишенный здорового аппетита и способного снизить уровень бензобака 12-14 литров на 100 км пробега.
P.S. Когда статья уже была написана, ее двухлитровый герой смог доказать владельцу Сергею свою безопасность, защитив жизнь и сохранив здоровье водителя. Водитель автобуса, не принявший во внимание правила дорожного движения и знаки приоритета, обеспечил в резком маневре через полосу встречное соприкосновение Субару Форестера, двигавшегося по своей полосе с разрешенной скоростью в 78 км/ч, и своего транспортного средства, имеющего скорость около 25 км/ч. Короче ДТП! Практически лобовое столкновение.
Обычно краш-тесты проводят на скоростях в диапазоне с 50 до 64 км/ч. А тут суммарная скорость была значительно больше. В результате: машина стала короче на добрых 60-70 сантиметров, отработали все подушки безопасности, сломался руль, передняя панель вместе с моторным щитом сдвинулась внутрь кузова, оба лонжерона смяло гармошкой, мотор с коробкой передач (как им и полагалось), последовали вниз, в подпол и их от удара вывернуло, и хвостовик коробки уперся в левый порог, разумеется сам мотор от удара погиб, под капотом месиво из сломанных запчастей, оторвало передние привода, согнуло соломинкой карданный вал, капот принял форму уголка, крыша пошла волной и заломами… И, все же, водительская правая дверь, несмотря на то, что основной удар пришелся именно по правой стороне, открылась изнутри! Почтенный возраст 22 года, несколько сотен тысяч километров эксплуатации по дорогам, полям, лесам, и лишь совсем слегка косметически затронутый коррозией только в районе задних арок кузов, отработал свою пассивную безопасность на отлично! Как итог: наш коллега остался жив! Безусловно получены травмы и они классифицируются как травмы средней тяжести: сломано колено, ушибы, ссадины от пристегнутого ремня безопасности, порезы от разбитого стекла автобуса (на момент ДТП было опущено водительское стекло) и так далее. Удивительным образом, он самостоятельно вышел из машины, а его Субару Форестер сделал все, что от него зависело, что б сохранить жизнь своему хозяину и успешно справился с этой задачей на 5+! Уже позже, когда проводилась экспертиза, именно экспертами было озвучено мнение, что будь другая машина с менее крепким кузовом, последствия аварии, возможно, были бы совсем другими(((
Сейчас все хорошо, сотрудник идет на поправку, скоро вернется к своим должностным обязанностям, и теперь, в связи с технической гибелью его автомобиля, он вынужден искать замену своему верному железному коню. Думаю легко догадаться, среди каких марок и моделей автомобилей он ищет продолжение своей водительской жизни. Но это уже совсем другая история.