Радиатор охлаждения — это ключевой элемент системы охлаждения двигателя автомобиля. Он отводит тепло от охлаждающей жидкости, предотвращая перегрев двигателя, навесного оборудования и, во многих случаях, коробки передач. Однако, со временем, радиатор забивается грязью, пылью, насекомыми и дорожным мусором, что снижает его эффективность и может привести к серьезным проблемам. А теперь представьте, что таких радиаторов в вашем автомобиле стоит несколько, причем, чаще всего они располагаются один за другим и загрязнение предыдущего автоматически сказывается на эффективности работы каждого последующего.
И здесь на сцену выходит царица точных наук «математика»: загрязненность 15% площади радиатора снижает его эффективность на 50%!!! Страшно подумать к каким «жарким» условиям работы мотора приводит подобная загрязненность.
И еще одна важная цифра. Разница температур антифриза на входе и выходе чистого радиатора большинства моделей автомобилей всего примерно 15 градусов. Т.е. при сильно загрязненном радиаторе/ах двигатель практически не охлаждается. Или по другому – работает при постоянном перегреве!
В этой статье мы расскажем о необходимости регулярной мойки радиатора охлаждения и о том, как это влияет на состояние вашего автомобиля.
Почему радиатор засоряется?
Представьте себе радиатор, установленный прямо за решёткой радиатора. На него постоянно воздействуют:
Дорожная пыль и грязь: поднимаясь с дороги, они оседают на сотах радиатора.
Насекомые: они неизбежно попадают в радиатор, застревая в сотах радиатора и его решётке.
Пух и листья: особенно весной и осенью они также забивают радиатор.
Масло и другие жидкости: протечки масла или других жидкостей могут притягивать грязь и ухудшать теплоотдачу.
Работа кондиционера: при включении климат контроля или кондиционера вентилятор охлаждения работает интенсивнее, что значительно увеличивает загрязнение радиаторов.
К чему приводит грязный радиатор?
Забитый радиатор значительно снижает свою эффективность, что может привести к следующим последствиям:
Перегрев двигателя: это самая опасная проблема. Двигатель, работающий в режиме перегрева, подвержен ускоренному износу, а в худшем случае может привести к дорогостоящему ремонту.
Снижение мощности двигателя: выход из оптимального диапазона температур приводит к изменению тепловых зазоров в механизмах, что приводит к потере мощности и ухудшению динамики автомобиля. Не приятным моментом является то, что штатные приборы имеют большую погрешность и не могут служить точным ориентиром.
Топливная система: двигателю, работающему при повышенной температуре, требуется больше топлива для поддержания заданной мощности. А современные нормы экологичности вынуждают производителей делать топливную смесь беднее, что приводит к риску появления детонации, одного из самых губительных процессов в двигателе.
Повышенный износ деталей системы охлаждения: перегрев заставляет систему охлаждения работать на пределе своих возможностей, что ускоряет износ водяного насоса, термостата, вентиляторов и других компонентов. В современных автомобилях охлаждение коробки передач так же тесно связано с состоянием радиаторов в виду общего контура охлаждения.
Риск поломки кондиционера: радиатор кондиционера часто расположен рядом с радиатором охлаждения двигателя. Загрязнение одного из них сильно влияет на эффективность другого. Перекрытие 15% поверхности одного радиатора почти вдвое снижает теплоотвод.
Как часто нужно мыть радиатор?
Рекомендуется промывать радиатор не реже одного раза в год, а при эксплуатации в загрязненных районах или при частом передвижении по грунтовым дорогам — даже чаще. В идеале осматривайте радиатор при каждой плановой замене масла и при необходимости проводите очистку.
Как мыть радиатор?
Существует несколько способов мойки радиатора:
Самостоятельная мойка: можно использовать садовый шланг с насадкой, создающей мягкую струю воды. Важно направлять струю воды против направления воздушного потока, чтобы вымыть грязь наружу. Этот метод эффективен, когда производиться на каждой мойке, пока загрязнения в самой начальной стадии. Будьте осторожны, чтобы не повредить тонкие соты радиатора.
Использование специальных средств для мойки радиаторов: на рынке представлены специальные жидкости, которые помогают размягчить грязь и облегчить процесс очистки. Внимательно следуйте инструкциям производителя.
Профессиональная мойка: обратитесь в автосервис, где специалисты промоют радиатор с использованием профессионального оборудования и моющих средств с разбором, и максимально качественным результатом. Это наиболее эффективный и безопасный способ очистки.
Заключение
Регулярная промывка радиатора охлаждения — важная часть обслуживания автомобиля, которая помогает поддерживать его в хорошем состоянии и предотвращать серьезные поломки, продлить ресурс как самих радиаторов и двигателя с навесным оборудованием, так и трансмиссии. Не пренебрегайте этой простой, но эффективной процедурой, и ваш автомобиль отблагодарит вас надежной и бесперебойной работой!