На этапе приемки автомобиля на обслуживание или ремонт, нашим мастерам-консультантам все чаще приходится слышать вопрос: «А что дальше?». Простой, казалось бы, с своей формулировке, но затрагивающий целый в комплекс ситуаций и задач. Скажем сразу, у нас нет точного ответа на данную задачу, тем более нет универсально решения или формулы для всех. Можно лишь поделиться определенными размышлениями, которые возможно помогут выбрать подходящий для индивидуальной ситуации вектор.
Популярное обсуждение – покупать ли новый автомобиль китайского производства. Для большинства это в новинку, диковинка, огромный функционал, «много машины» за относительно немного денег, в сегодняшней ситуации — почему бы нет. Действительно, звучит неплохо. К сожалению, это не полный объем информации для правильного принятия окончательно решения. Есть много «но», начиная от неизвестности поведения «на дистанции», до отсутствия элементарных каталогов для подбора элементарных расходников, и очень большого разброса качества. Более того, жизненный цикл у этих моделей — крайне мал. Сделано так исходя из экономической и социальной ситуации. Постоянная модернизация не оставляет возможности складировать з/ч для ремонта и сервисного обслуживания. Даже внутри модельного ряда, популярная процедура замены колодок может вылиться в приключение, так как производитель в июле ставил колодки и диски одного образца, а в августе другого, и эти компоненты не будут взаимозаменяемы, и, разумеется, никакого пояснительного документа не выпустил по этому поводу. И изменений по данной ситуации не предвидится.
Далее — гарантия. Многие производители анонсируют, гарантия на машину 5 лет. И очень мало тех, кто уделяет этому пристальное внимание, а стоит! Внимательно и детально прочитав ее условия, разделение по компонентам и разбивки по элементам. Отдельно прописан буквально каждый момент, и с очень большим количеством оговорок. Гарантия от сквозной коррозии – 3 года! Вдумайтесь, от сквозной! Радужные очки разбиваются вдребезги, причем осколками внутрь. Возможно, с техникой все в порядке? Тут тоже сделать однозначный вывод непросто. С одной стороны, часть агрегатов имеют, скажем так, некоторые общие черты, и обкатаны давно на других автомобилях. Например, анонсировано, что за основу взяты моторы Тойоты, Митсубиси, концерна Фольксваген, а иногда упоминается, что это именно они. Если читать глазами – тоже не плохо. По практике – отличия во всем. С другой стороны, а надеюсь это не секрет, многие агрегаты, в том числе и для популярных у нас Киа и Хендай делаются на Востоке Китая в провинции Шаньдун, а не в Корее! И они ездят достаточно успешно. С небольшими отличиями, серия G4KD и G4NA, а так же им подобные, могут огорчить владельца осыпавшимся катализатором, который находится очень близко к выпускным каналам в головке блока и своими керамическими фрагментами попадать в цилиндро-поршневую группу, раздирая цилиндр, и попадая в масляную систему. И на самом деле с трудом переносят эксплуатацию на 92 бензине. С последствиями так же многие знакомы. Эксперименты с вкладышами, раздувание блока цилиндра по геометрии, в виду его крайне малой жесткости. С каждой генерацией моторов 1.6, 2.0, 2.4, 2.5 — наблюдается направление на экономию и снижение ремонтопригодности, все чаще попадаются свежие КИА К5 с провернутым вкладышем 5-ой шейки из-за масляного голодания по причине заложенной заводом низкой эффективности масляного насоса. Как и коробки передач — им категорично не рекомендуется снижать уровень масла ниже максимального, и крайне вдумчиво выбирать не только качество и вязкость масла, не ставя во главу рекомендациям дилеров и завода, о котором скромно умалчивается, но и сроки замены, которые исходя из желания ездить за пределами гарантии лучше сократить вдвое. А склонность к заливке жидкостей с предельно низкой вязкостью не предполагает долгий ресурс. Это все есть, тем не менее, эти машины ездят, и они популярны. А пока популярны – на них есть запчасти и агрегаты. То, что на них скачкообразно растет цена — вопрос другой. Наличие китайского контрафакта — третий. Тут важный момент, моторы и коробки те, которые встречаются по 200000 – 300000 рублей никакого отношения к заводским запчастям не имеют. Китай очень большая страна, и производственных мощностей очень много. К примеру, только у Фольксвагена на текущий момент 40 заводов. Производство развито очень, а сертификация происходит несколько по-другому. Поэтому, то что мы видим на известных досках объявлений и именно заводской агрегат — просто разные вещи.
Возвращаясь к заданной теме: «а что дальше?». А дальше необходимо принять во внимание, чем владеете, и ясное понимание, в каком техническом состоянии. Основное большинство клиентов, особенно с опытом владения разных марок автомобилей и стажем вождения более 10 лет, а также владеющее японскими, немецкими машинами стали приводить в порядок то, чем обладают. Если через 3-5 лет они ранее задумывались о замене автомобиля, то сейчас скорее направленность на сохранение.
Поэтому владельцы активизировались в желании:
привести в порядок кузов;
сделать антикоррозийную обработку;
устранить течи и запотевания;
поменять сайлентблоки;
отремонтировать подвеску;
обновить тормоза, диски, колодки;
и использовать в обслуживании максимально качественные детали.
В целом можно сказать о росте культуры именно владения транспортным средством и о трансформации понятия «автомобиль» из «расходник» в «имущество». Удивительно, но резко снизилось появление на приемке владельцев со своими горюче-смазочными материалами. Как сказал один наш клиент: «Теперь я опытный — сменил мотор, прошел муки регистрации оного. Мне важнее знать, что залито, и по этому вопросу вместе с маслом на просторах интернета не искать Валокордин. Как плохая рулетка, если не проиграл — то не на долго, а потом все равно целый ворох проблем».
В целом, если обобщать ситуацию по продажам новых автомобилей, круговорот вторичного рынка, наблюдение за новыми и возрастными автомобилями, выводами, опирающийся на статистике их обслуживания и ремонтов, становится не столь важно, сколько лет и каков пробег автомобиля, как его итоговое техническое состояние. В конечном результате — это уже не «траты», это уже «вложение».
В ситуации, когда с авторынка ушли практически все производители из Японии, Европы, Кореи и Америки, вопрос обновления личного транспортного средства приобрёл дополнительную степень сложности. Если ещё 2,5 года назад в качестве альтернативы новой машины вполне рассматривался вариант авто с пробегом, то в этом сегменте рынка окно возможностей сузилось просто в разы — достойные экземпляры (с небольшим пробегом, с одним владельцем, с прозрачной и достоверной историей, с качественным системным обслуживанием и… вообще в «живом» состоянии), как правило, расходятся по «своим», оставляя рынку так называемые «лотерейные безвыигрышные билеты».
На этом фоне, обсуждение произведений китайского автопрома носит, воистину, захватывающий и интригующий характер. RU и You-тьюбы переполнены экспертными роликами, полностью диаметральной направленности, начиная от восторженного оптимизма начинающих владельцев «почти Вольво» и заканчивая грустными разочарованиями и неоправданными ожиданиями.. тех же владельцев «почти Вольво». Хотелось бы, конечно, в этот момент сказать что-нибудь типа «правда, где-то посередине», но, как говорится, «рука не поднимается».
Что же не так с этими симпатичными машинками?
Все-таки, начнём с достоинств.
Во-первых, они прекрасно и современно выглядят. Причём, это относятся и к интерьеру, и к экстерьеру в равной степени, и здесь надо отдать должное китайским товарищам не поскупившимся на приобретение высококлассных, мирового уровня, дизайнеров.
Во-вторых, они имеют шикарные наборы современных (с точки зрения функционала, но не путать с надёжностью!) дополнительных опций, типа кругового обзора, лидаров, больших сенсорных дисплеев, доводчиков дверей и т.д.
В-третьих, они неплохо «едут». Особенно с турбированными моторами объёмом 2.0 +.
В-четвертых... А «в-четвертых», как это ни грустно, уже и ничего добавить.
Поэтому, вынуждено переходим ко второй части Марлезонского балета — к недостаткам. Здесь списочек получится побольше.
1. Полное или почти полное отсутствие антикоррозийной обработки кузовов. Частичным исключением здесь можно считать модели «Москвича», которые собираются по технологии полного цикла на московском АЗЛК. Конечно, полная антикоррозийная обработка в специализированных центрах частично сгладит кривизну траектории старения самого дорогого узла автомобиля. Но ни о какой гарантии типа "фольксвагенновских" 12 лет на кузов здесь и речи быть не может. Так же, у «китайцев» слабое место — лакокрасочное покрытие и тонкий металл. Кузовных дел мастера жалуются на практически невозможность рихтовочных работ в виду того, что тонкий металл не держит форму после рихтовки, а замена деталей на новые (при отсутствии на рынке б/у деталей ввиду их новизны и частой модернизации), выливается в дополнительную существенную копеечку!
2. Ресурс моторов вполне конкурирует с BMW-шными агрегатами типа 47 серии по принципу: «кто умрёт раньше». Причем, в отличие от «немцев», китайские агрегаты не имеют ремонтного ресурса.
3. Коробки передач, детали и узлы подвески, электроника — всё, как говорится, «на тоненького». Отдельного упоминания в этом списке заслуживают качество отделочных материалов, в общем, и его арматурный крепеж, в частности. Как пример, для замены редуктора заднего дворника обшивку крышки багажника снимали в 6 рук, чтобы она не треснула! А сам редуктор оказался точной копией такого же от Вольво, но с одной лишь существенной разницей: у Вольво, он изготовлен полностью из металла, а у китайского «младшего брата» он изготовлен полностью из – почувствуйте разницу – пластика. Данному клиенту повезло: мы нашли б/у редуктор от Вольво и владелец был счастлив! Но не всем так везёт…
Список можно было бы продолжить, рассказав про восточные хитрости китайской гарантии, про большие сложности с подбором запчастей, про проблемы с прошивками и программными обновлениями, про… Но, как нам кажется, вывод напрашивается уже сейчас: пока смотреть в сторону автомобилей из Поднебесной рановато. Возможно, что с учётом темпов развития нашего главного восточного партнёра, его автомобили, предназначенные для российского рынка, в ближайшие годы догонят европейских и японских конкурентов по многим параметрам и тогда…
А сейчас то, что делать?
Обобщённое мнение специалистов нашего автотехцентра — всеми финансовыми силами и возможностями поддерживать состояние вашего «не китайского» помощника:
Привести в порядок кузов.
Сделать дополнительную антикоррозийную обработку.
Своевременно менять рабочие жидкости: масло в двигателе через 200-250 мото/часов, антифриз и тормозную жидкость — не реже, чем по регламенту. А лучше по допустимому уровню влаги в их составе, жидкости и масла в трансмиссии — не реже, чем через 50000 км пробега.
Использовать только проверенных производителей и продавцов масел! Например, наш автосервис используют в основном масла французского производителя Mоtul, который не ушёл с нашего рынка.
Поддерживать чистоту всех радиаторов. Выдерживание температурного режима, заданного заводом-изготовителем, надежный залог долговечности агрегата!
Использовать только, соответствующий требованиям завода-изготовителя, тип топлива. Например, если на оборотной стороне лючка бензобака написано крупным шрифтом 95, а более мелким или в скобках 92, то лить только 95, а лучше 98.
Не пренебрегать рекомендации специалистов автосервисов. Лучше проверить их рекомендации у сторонних экспертов, но не пропустить что-то, что повлияет на жизненный ресурс вашего четырехколёсного помощника. А он обязательно ответит вам своей безотказной работой ещё долгие-долгие годы.